Давайте поиграем


 


Определить природу страха очень важно, так как способы избавления от страха напрямую зависят от его типа.


Советы родителям
Общие:

  • Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
  • Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".
  • Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.
  • Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
  • Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и, что явилось причиной страха.
  • Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
  • Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

 

1). Как разговаривать с ребенком, если ему приснился кошмар:

  • Если ребенок плачет, кричит во сне, ведет себя беспокойно, не старайтесь разбудить его в это время. Возьмите на руки, обнимите его, через короткое время он возвращается к нормальному сну. Детям в возрасте от 3-6 лет нередко снятся кошмары, однако, если это происходит чаще 1-2 раз в неделю, лучше обратиться к специалисту.
  • Важны детали. Спрашивайте малыша о любых ключевых деталях сновидения. Может быть, в кошмаре собака гналась за ним по территории детского сада, тогда вероятно сон связан с неприятностями в детском саду.
  • Выясните, узнал ли малыш кого-нибудь конкретно в своем сне: людей или определенные места. Может быть, он скучает о любимой бабушке, которая зовет его во сне.
  • Разузнайте о самых сильных эмоциях, которые ребенок испытал во сне. Он был счастлив, зол, опечален, напуган? Господствующая эмоция может стать ключом к разгадке сновидения.
  • Определите, активную или пассивную роль в своих снах играет ребенок (он наблюдает за ситуацией или участвует в ней).
  • Спросите у ребенка, что он сам думает о своем сне.

 

2). Если ребенок не хочет спать один, в темноте.

  •  Постарайтесь не использовать слова «не бойся», «это не страшно», тем самым вы сообщаете ребенку, что в этой ситуации люди обычно боятся, а значит и он может бояться тоже.
  • Выясните у ребенка, почему он не хочет спать один, если боится, то чего. Возможно первое время, что бы ребенок спал с включенным ночником, с приоткрытой дверью.
  • Можно придумать какой-то ритуал подготовки ко сну – это успокаивает, расслабляет.

3). Визуализация. Признать свой страх – значит сделать первый шаг к его преодолению. Нарисовать – пройти полпути. Рисуя, ребенок высвобождает свой страх. Конкретизирует его. Переносит в материальный мир. Иногда ребенок отказывается изображать свой страх и даже объясняет это тем, что не умеет рисовать. Не нужно давить на ребенка. Лучше скажите, что страх пакостный, поэтому даже хорошо, если он выйдет не красивым. Нарисуйте свой бывший страх. Так Вы, во-первых, покажете, что бояться могут все и в этом нет ничего постыдного, а во-вторых, своим примером дадите понять, что страх можно победить. Затем предложите ребенку нарисовать что-нибудь, чего он боялся, «когда был маленьким». После можно перейти к нынешним страхам. И теперь, когда страх больше не живет внутри малыша, им можно манипулировать. Так страх можно куда-нибудь поместить, чтобы он не выбрался. Например, можно дорисовать вокруг чудища клетку или трехлитровую банку. Или изолировать другим предложенным ребенком способом. А когда страх будет заперт, с ним можно поступить различными способами:
1) листок с изображением, а значит и сам страх, можно ритуально уничтожить. Например, разорвать на мелкие кусочки и сжечь;
Если у малыша возникают сомнения, лучше спросите у него самого наиболее действенный способ. Так в практике автора был мальчик, который заявил, что Пыльное Чудище снова оживет из пепла, и предложил спустить разорванный листок в унитаз. Из водоворота ему ну никак не выбраться.

  • сделать страх более дружелюбным. Рассказать, что чудище несчастное, поэтому выглядит так страшно и пугает своим видом. Можно вспомнить вид самого малыша, когда он плакал: красный, с опухшими глазами. Поразмышляйте с ребенком, чем страх может быть расстроен. Придумайте вместе, что могло бы обрадовать страх. Дорисуйте ему торт, воздушные шары или прилепите бантик.

Логическое объяснение страха ребёнку ведёт к его преодолению4).Трансформация. «Лучшее оружие против страха – смех», – утверждает не только профессор Люпин, персонаж, придуманный Джоан Роулинг, но и ряд психологов. Испробовать этот способ для борьбы с детскими страхами можете и Вы. Для преодоления собственного страха надо лишь попросить ребенка, вслед за героями цикла книг о Гарри Потере, представить то, чего он боится, в комичном виде. Например, нарядить монстра в дурацкую одежду или поставить на роликовые коньки, а можно даже разукрасить в яркие, радостные тона. Превратите это в игру, поощряя малыша за фантазию и поддерживая ребенка хорошим настроением.
Так можно работать не только с выдуманными объектами, но и имеющими под собой реального прототипа: строгого учителя, придирчивую соседку.
Таким образом можно трансформировать не только определенное существо, но даже целую ситуацию, превратив её из пугающей в успешную или смешную. Её даже можно проиграть для пущей убедительности. Например, вооружившись волшебной шваброй и фонариком – лазером истребить чуланного монстра. Или повторить сюжет страшного сна так, чтобы ребенок вышел победителем из ситуации.
Если ребенку сложно вернуться к травмирующей ситуации, предложите разыграть похожий (но не идентичный) сюжет с помощью игрушек. Подойдите к этому как к театрализованному представлению. Придумайте сюжет. Распределите роли. Создайте вместе декорации. Выберите или пошейте игрушки – действующих персонажей. Устройте несколько репетиций. Можно даже пригласить друзей ребенка для участия или просмотра. Сложно? Жаль времени? Так ведь здоровье малыша и Ваше спокойствие за него важней.
Еще один вариант как можно трансформировать ситуацию – показать её обратную красивую сторону. Так тьма, которую очень часто боятся дети, полна звезд и добрым, сказочным волшебством. Это лучшее время для пряток и просмотра диафильмов.


5). Постепенное сближение. Но бывает так, что лишь одно упоминание о причине страха вызывает у ребенка панику. Такое случается, когда с малышом в реальности произошла травматическая ситуация (укусила собака, сильно поранился, обжегся). Еще хуже, когда она повторялась несколько раз и успела закрепиться. Для того чтобы помочь преодолеть подобные страхи, сначала нужно логически объяснить произошедшее и доходчиво рассказать, что нужно делать, чтобы вновь не попасть в эту ситуацию.


Обязательно учитывайте при объяснении возраст ребенка, чтобы не получилось как в анекдоте:
– Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?
– Дело в том, сынок, что в яблоке имеются различные химические вещества. Одно из них – железо. Так вот, когда железо вступает с кислородом, находящимся в воздухе, в химическую реакцию, получается окисление. В результате образуется вещество, которое и окрашивает яблоко в коричневый цвет.
– Папа, а с кем ты сейчас разговаривал?
Советуем начинать с предметов, косвенно связанных со страхом. Так ребенку, пострадавшему от укуса собаки, можно показать мультик, тематически связанный с этим животным. Например, «Варежка», «Котенок по имени Гав» или «Бобик в гостях у Барбоса». Затем подарить мягкую игрушку… а после, если есть возможность, и самого щенка. Ухаживая за маленьким, почти беспомощным существом, ребенок не только преодолеет свой страх перед собаками, но и приобретет друга и защитника.

6). Любые превращения, трансформации вредны, если природа страха глубинная, так как таким образом страх только загоняется еще дальше в глубь подсознания. Глубинные страхи должны проживаться (в виде живой телесной игры, например).
Поэтому, если вашего ребенка мучают сильные, навязчивые страхи и вы подозреваете, что природа этих страхов глубинная, не занимайтесь самолечением, обращайтесь к специалистам: психологам или психотерапевтам.