Детские страхи: их природа, причины и профилактика их проявления.


Преодоление детских страховСтрахи – нормальное для детской психики явление, обратная сторона инстинкта самосохранения. Многие из них проходят со временем и вызывают во взрослом возрасте лишь улыбку.
Есть даже понятие возрастных страхов – типичных для определенного этапа развития и отражающих познания детей об окружающем мире. По их наличию можно судить о соответствии психического и умственного развития ребенка своим годам.
Но есть и такие, что мешают нормальной деятельности ребенка, его адаптации в коллективе и накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Очевидно, что страхи не такое уж редкое явление в нашей жизни и чувство страха – это отнюдь не самое приятное чувство. Однако мы, взрослые люди, уже научились каким-то образом справляться со своими эмоциями. Другое дело ребенок, у которого еще недостаточно жизненного опыта, и он не знает, как справиться со своим страхом. К кому он пойдет за помощью?
Нам, взрослым, он расскажет, что ему приснился кошмар, или что он боится идти в подвал, потому что там пауки и т.д. Как вы себя поведете, если ребенок обратится к вам со своими страхами? Действительно существует множество способов, которыми мы пользуемся, чтобы помочь ребенку справиться со своим страхом. У всех знакомых  нам бытовых способов есть один главный плюс: мы обращаем внимание на проблему ребенка, не оставляем его с ней один на один. Но у всех этих способов есть и один существенный минус, который зачастую сводит эффективность такой помощи на нет.


Пример:  Мама с ребенком идет по городу домой (например, из детского сада). Ребенок говорит, что хочет есть, видит в витрине апельсин или шоколадку, просит купить. Мама отвечает: «Потерпи, скоро домой придем, пообедаешь, а апельсином все равно не наешься, только аппетит перебьешь». Мама обращает внимание на проблему ребенка, но не учитывает его актуальное состояние (он хочет есть сейчас!), тем самым занижает значимость его проблемы.
То же и со страхами, какими бы незначительными для нас, взрослых, они не казались, для ребенка они актуальны и значимы (он этого действительно боится и, вероятно, очень сильно).
Как и в случае с другими негативными явлениями, образование страхов проще предотвратить, чем с ними бороться. Очень часто родители, сами того не подозревая, становятся причиной возникновения страхов. Дети, как губка, впитывают поведение и эмоции близких людей. Сначала это может быть лишь игрой, подражанием, а затем перерастает в настоящее переживание.
Так, например, ребенок может изначально не бояться насекомых, но, видя испуг матери, начнет испытывать страх перед ними.
Поэтому не следует делиться с друзьями своими негативными переживаниями или страшными снами, когда вас может услышать ребенок. Быть может, для Вас это уже не больше чем пройденный этап или вовсе шутка ночи, но зерно страха может прорости на податливой почве психики малыша. По этой же причине старайтесь сдерживать проявление самого страха в подобной ситуации.
Появлению страхов способствует и неопределенность воспитания. Дети теряют устойчивость мира, когда линия воспитания одного родителя противоречит линии другого. Они становятся тревожными, мнительными и неуверенными, а значит более подверженными влиянию среды. Происшествие, которое никак не отразилось бы на других детях, у таких ребят может вызвать появление страхов. Поэтому если мама сказала «нельзя», то и папа должен это подтвердить. Разногласия по воспитанию нужно обсуждать, когда полностью уверены, что ребенок вас не слышит.
Стиль родительского воспитания: слишком строгий или попустительский, не систематический – наиболее частая причина возникновения страхов у детей. Ребенок находится в некомфортной среде. Достаточно любого повода, чтобы спустить механизм развития страха.

Чтобы понять, какие способы помощи ребенку действительно эффективны, обратимся к природе страхов.
Все страхи можно разделить на 3 большие группы:

    • Объективно-необходимые страхи: связаны с инстинктом самосохранения, возникают в ситуациях, опасных для жизни (примеры: страх сунуть руки в огонь; переходить дорогу на красный свет, прыгнуть с крыши многоэтажного дома без страховки и т.д.)
    • Бытовые страхи: связаны с эмоционально-значимыми событиями, произошедшими с ребенком в действительности (примеры: агрессия со стороны людей и животных, несправедливое наказание и др.)               
    • Глубинные: связаны с проживанием человеком жизненных кризисов. Рассмотрим возрастные кризисы и связанные с ними глубинные страхи:
      Детские страхи
  • Рождение – страх небытия (когда ребенок покидает утробу матери, в которой было так тепло, уютно, безопасно). Закрепляется обычно, если были проблемные роды.
  • Первый год жизни (знакомство со своим телом) – страх, что я не весь мир, а мама не продолжение меня.
  • 3-5 лет (осознание своего «я», полоролевая идентификация) – страх, что «я не такой», страх себя.
  • 5-8 лет (узнает о конечности жизни, уже, как правило, наблюдал чью-либо смерть) – страх смерти, конечности жизни.
    Как вы видите, глубинные страхи сами по себе беспредметны, но они ищут свой предмет, так как если страх находит предмет, то человеку становится легче спасаться: уйти от однажды выбранного предмета легче, чем искать истинную причину страха. В результате:
    • Вместо страха небытия может появиться страх лифтов, тоннелей, замкнутого пространства, темноты, чудовищ, которые могут проглотить, высоты, воды, открытого пространства и т.д.
    • Вместо страха, что я не весь мир, а мама не продолжение меня – страх расчленения, могут сниться, пугать горящие в темноте глаза, черная рука, оторванная голова, скелет, череп и т.д. (детские страшилки родом из этого страха, дети таким образом как бы проигрывают пугающие ситуации, учатся их преодолевать)    
    • Вместо страха, что «я не такой», страха себя – страх, что увезут, заберут (цыгане, злой дядька, нищие, полиция), страх сказочных персонажей: Змея Горыныча, Бабы Яги и т.д. Поэтому не стоит пугать детей намеренно, только ради того, чтобы они стали более послушными. И уж тем более говорить, что отдадите их в чужие руки столь популярного дяди полицейского или врача, не стоит. Это может привести не только к боязни представителей данной профессии, но и вызвать страх быть покинутым. Статистика говорит, что страх остаться без родителей – один из самых распространенных в раннем детстве.                                      
    • Вместо страха смерти – страх нечистой силы, страх попасть под машину (немотивированный), утонуть (не путать с боязнью воды) и т.д.

Глубинные страхи могут проявляться у человека в любом возрасте, если в свое время этот страх не был проработан, преодолен. И из приведенных примеров видно, что глубинные страхи очень трудно отделить от бытовых, так как страх, вызванный однажды реальной ситуацией, может связаться в дальнейшем с глубинным страхом (опредметить его) и в дальнейшем стать проявлением именно глубинного страха.