Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной)
Методика поможет Вам определить свои склонности к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, эстетической, планово-экономической или экстремальной.
Инструкция
Закончите высказывания, выбрав один из вариантов - «а», «б» или «в» - и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.
Бланк ответов
№ ответа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
а) |
|
|
в) |
|
б) |
2 |
|
в) |
|
а) |
б) |
|
3 |
б) |
а) |
|
в) |
|
|
4 |
|
|
б) |
|
в) |
а) |
5 |
в) |
а) |
б) |
|
|
|
6 |
б) |
в) |
|
|
|
а) |
7 |
|
б) |
в) |
а) |
|
|
8 |
б) |
|
|
|
а) |
в) |
9 |
|
б) |
|
а) |
в) |
|
10 |
|
|
|
в) |
а) |
б) |
11 |
в) |
б) |
а) |
|
|
|
12 |
|
|
а) |
б) |
в) |
|
13 |
а) |
|
|
|
б) |
в) |
14 |
|
а) |
|
б) |
в) |
|
15 |
в) |
|
а) |
|
б) |
|
16 |
б) |
|
в) |
|
|
а) |
17 |
|
|
|
б) |
а) |
в) |
18 |
а) |
в) |
б) |
|
|
|
19 |
|
|
в) |
|
а) |
б) |
20 |
в) |
|
б) |
|
|
а) |
21 |
|
а) |
в) |
б) |
|
|
22 |
|
б) |
а) |
в) |
|
|
23 |
|
в) |
|
а) |
|
б) |
24 |
а) |
|
|
|
б) |
в) |
Всего |
|
|
|
|
|
|
1. Мне очень хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
а) общаться с самыми разными людьми;
б) что-нибудь делать своими руками - мебель, машины, одежду и т.д.;
в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, вступать на сцене и т.д.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
б) сюжет, действия героев;
в) информация, которая может пригодиться в жизни.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:
а) в области науки;
б) за общественную деятельность;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать:
а) управляющим банка;
б) главным инженером на производстве;
в) начальников экспедиции.
5. Будущее людей определяет:
а) достижение науки;
б) развитие производства;
в) взаимопонимание между людьми.
6. На месте директора школы я прежде всего займусь:
а) ее благоустройством;
б) созданием дружного, сплоченного коллектива;
в) разработкой новых технологий обучения.
7. На технической выставке меня больше привлечет:
а) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
б) внутреннее устройство экспонатов;
в) их практическое применение.
8. В людях я ценю прежде всего:
а) мужество, смелость, выносливость;
б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
в) ответственность, честность, аккуратность.
9. В свободное от работы время я буду:
а) писать стихи и рисовать;
б) ставить различные опыты;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня больше привлечет:
а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
б) деловое общение;
в) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.
11. Мне интереснее беседовать:
а) о машине нового типа;
б) о новой научной теории;
в) о человеческих взаимоотношениях.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13. В школе больше внимания следует уделять:
а) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;
в) укреплению дисциплины.
14. Я с большим интересом смотрю:
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне было бы интереснее работать:
а) с машинами, механизмами;
б) с объектами природы;
в) с детьми или сверстниками.
16. Школа в первую очередь должна:
а) давать знания и умения;
б) учить общению с другими людьми;
в) обучать навыкам работы.
17. Каждый человек должен:
а) вести здоровый образ жизни;
б) иметь возможность заниматься творчеством;
в) иметь удобные бытовые условия.
18. Для благополучия общества в первую очередь необходима:
а) защита интересов и прав граждан;
б) забота о материальном благополучии людей;
в) наука и технический прогресс.
19. Мне больше всего нравятся уроки:
а) физкультуры;
б) математики;
в) труда.
20. Мне интереснее было бы:
а) планировать производство продукции;
б) изготавливать изделия;
в) заниматься сбытом продукции.
21. Я предпочитаю читать статьи:
а) о выдающихся ученых и их открытиях;
б) о творчестве художников и музыкантов;
в) об интересных изобретениях.
22. Свободное время я охотнее провожу:
а) делая что-нибудь по хозяйству;
б) с книгой;
в) на выставках и концертах.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:
а) о художественной выставке;
б) о ситуации на фондовых биржах;
в) о научном открытии.
24. Я предпочитаю работать:
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Обработка и анализ результатов
После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10 - 12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность.
7 - 9 баллов - средне выраженная профессиональная склонность.
4 - 6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность.
0 - 3 балла - профессиональная склонность не выражена.
В каждой из шести колонок представлена сумма баллов. Она отражает склонность к определенному виду деятельности:
1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности.
2 - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3 - склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию.
4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству.
5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охраной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам.
6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Завершающая беседа
Вы ознакомились с разными видами профессиональной деятельности и сферами применения своих знаний и умений, которыми вы уже владеете и которым еще научитесь.
Интересно, что еще в восемнадцать веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности: нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право), полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика), тщетные науки (алхимия, астрология), вредительские науки (колдовство).
Кроме того, вы познакомились с понятиями «интерес» и «склонность». Между интересами и склонностями много общего, но есть и различия. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности - формулой «хочу делать». Можно интересоваться кинематографом: с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и коллекционировать их автографы, но самому совершенно не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.