Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной)

 

 

Методика поможет Вам определить свои склонности к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, эстетической, планово-экономической или экстремальной.

 

Инструкция

Закончите высказывания, выбрав один из вариантов - «а», «б» или «в» - и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.

Бланк ответов

 

№ ответа

1

2

3

4

5

6

1

а)

 

 

в)

 

б)

2

 

в)

 

а)

б)

 

3

б)

а)

 

в)

 

 

4

 

 

б)

 

в)

а)

5

в)

а)

б)

 

 

 

6

б)

в)

 

 

 

а)

7

 

б)

в)

а)

 

 

8

б)

 

 

 

а)

в)

9

 

б)

 

а)

в)

 

10

 

 

 

в)

а)

б)

11

в)

б)

а)

 

 

 

12

 

 

а)

б)

в)

 

13

а)

 

 

 

б)

в)

14

 

а)

 

б)

в)

 

15

в)

 

а)

 

б)

 

16

б)

 

в)

 

 

а)

17

 

 

 

б)

а)

в)

18

а)

в)

б)

 

 

 

19

 

 

в)

 

а)

б)

20

в)

 

б)

 

 

а)

21

 

а)

в)

б)

 

 

22

 

б)

а)

в)

 

 

23

 

в)

 

а)

 

б)

24

а)

 

 

 

б)

в)

Всего

 

 

 

 

 

 

 

1. Мне очень хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
    а) общаться с самыми разными людьми;
    б) что-нибудь делать своими руками - мебель, машины, одежду и т.д.;
    в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, вступать на сцене и т.д.

 

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
    а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
    б) сюжет, действия героев;
    в) информация, которая может пригодиться в жизни.

 

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:
    а) в области науки;
    б) за общественную деятельность;
    в) в области искусства.

 

4. Я скорее соглашусь стать:
    а) управляющим банка;
    б) главным инженером на производстве;
    в) начальников экспедиции.

 

5. Будущее людей определяет:
    а) достижение науки;
    б) развитие производства;
    в) взаимопонимание между людьми.

 

6. На месте директора школы я прежде всего займусь:
    а) ее благоустройством;
    б) созданием дружного, сплоченного коллектива;
    в) разработкой новых технологий обучения.

 

7. На технической выставке меня больше привлечет:
    а) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
    б) внутреннее устройство экспонатов;
    в) их практическое применение.

 

8. В людях я ценю прежде всего:
    а) мужество, смелость, выносливость;
    б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
    в) ответственность, честность, аккуратность.

 

9. В свободное от работы время я буду:
    а) писать стихи и рисовать;
    б) ставить различные опыты;
    в) тренироваться.

 

10. В заграничных поездках меня больше привлечет:
    а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
    б) деловое общение;
    в) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

 

11. Мне интереснее беседовать:
    а) о машине нового типа;
    б) о новой научной теории;
    в) о человеческих взаимоотношениях.

 

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
    а) технический;
    б) музыкальный;
    в) спортивный.

 

13. В школе больше внимания следует уделять:
    а) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;
    б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;
    в) укреплению дисциплины.

 

14. Я с большим интересом смотрю:
    а) научно-популярные фильмы;
    б) программы о культуре и искусстве;
    в) спортивные программы.

 

15. Мне было бы интереснее работать:
    а) с машинами, механизмами;
    б) с объектами природы;
    в) с детьми или сверстниками.

 

16. Школа в первую очередь должна:
    а) давать знания и умения;
    б) учить общению с другими людьми;
    в) обучать навыкам работы.

 

17. Каждый человек должен:
    а) вести здоровый образ жизни;
    б) иметь возможность заниматься творчеством;
    в) иметь удобные бытовые условия.

 

18. Для благополучия общества в первую очередь необходима:
    а) защита интересов и прав граждан;
    б) забота о материальном благополучии людей;
    в) наука и технический прогресс.

 

19. Мне больше всего нравятся уроки:
    а) физкультуры;
    б) математики;
    в) труда.

 

20. Мне интереснее было бы:
    а) планировать производство продукции;
    б) изготавливать изделия;
    в) заниматься сбытом продукции.

 

21. Я предпочитаю читать статьи:
    а) о выдающихся ученых и их открытиях;
    б) о творчестве художников и музыкантов;
    в) об интересных изобретениях.

 

22. Свободное время я охотнее провожу:
    а) делая что-нибудь по хозяйству;
    б) с книгой;
    в) на выставках и концертах.

 

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:
    а) о художественной выставке;
    б) о ситуации на фондовых биржах;
    в) о научном открытии.

 

24. Я предпочитаю работать:
    а) в помещении, где много людей;
    б) в необычных условиях;
    в) в обычном кабинете.

 

Обработка и анализ результатов

После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10 - 12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность.
7 - 9 баллов - средне выраженная профессиональная склонность.
4 - 6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность.
0 - 3 балла - профессиональная склонность не выражена.

 

В каждой из шести колонок представлена сумма баллов. Она отражает склонность к определенному виду деятельности:


1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности.


2 - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.


3 - склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию.


4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству.


5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охраной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам.


6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Завершающая беседа

Вы ознакомились с разными видами профессиональной деятельности и сферами применения своих знаний и умений, которыми вы уже владеете и которым еще научитесь.
Интересно, что еще в восемнадцать веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности: нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право), полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика), тщетные науки (алхимия, астрология), вредительские науки (колдовство).
Кроме того, вы познакомились с понятиями «интерес» и «склонность». Между интересами и склонностями много общего, но есть и различия. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности - формулой «хочу делать». Можно интересоваться кинематографом: с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и коллекционировать их автографы, но самому совершенно не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.